Несмотря на многочисленные предупреждения, мошеннические схемы с оформлением кредитов не только массово практикуются, но и становятся более изощренными. Каждый украинец может столкнуться с ситуацией, когда банковские служащие требуют оплатить кредит который не брал.
Сергей М., студент четвертого курса ХПИ (Харьков), берет кредиты уже три года: пользуется кредиткой Привата, а когда запаздывают переводы от родителей и нет подработок, оформляет микрозаймы не неделю-две. Серьезных задолженностей у Сергея не было, он вовремя вносит платежи и никогда не общается с операторами банка и МФО по телефону — все заявки обслуживаются в онлайне.
Весной 2019 года Сергей стал жертвой «коллекторского террора»: ему пришлось доказать что не брал кредит в банке. Справиться с психологическим натиском помог детальный анализ ситуации и следование советам кредитных экспертов.
Почему звонят именно по вашему номеру?
При оформлении кредита в банке сотрудники обязательно запрашивают персональные данные не только самого заемщика, но и его контактных лиц — родных, близких или знакомых. Часто заемщик не отдает себе отчет в том, что предоставляет конфиденциальную информацию без согласия ее владельцев, и это приводит к неожиданным последствиям.
Если вы стали массово получать смс, электронные письма и уведомление с требованиями вернуть долг, важно не только выяснить, как правильно общаться с коллекторами, но и прояснить факт наличия задолженности.
Сергей, которого донимали звонками банковские служащие, запросил информацию по текущей задолженности в УБКИ. Для этого на сайте Бюро потребовалось ввести номер мобильного и дату рождения. Сообщение со ссылкой на кредитную историю пришло спустя минуту, и по ней стало ясно, что у самого Сергея задолженности нет: нужно спрашивать по знакомым.
Когда приходят СМС из банка по чужому кредиту — что делать?
Только лично удостоверившись, что представители банка требуют оплатить кредит который не брал, Сергей пошел на личный контакт с коллекторами. До этого момента он просто обрывал разговоры, но при очередном звонке согласился вести диалог в таком ключе:
- Когда назвали имя банковского должника, сообщил, что видел его давно, понятия не имеет, почему выплаты не поступают вовремя и может ли ситуация измениться в скором времени.
- Отказался искать других знакомых заемщика и разглашать какие-либо персональные данные третьих лиц.
- Обратил внимание, что не согласен напоминать про долг при личной встрече, в смс или по телефону. Свою позицию Сергей аргументировал ст. 60 Закона №2121-III от 07.12.2000 «О банках и банковской деятельности», согласно которой «...информация о финансовом положении клиента, которая стала известной в процессе его обслуживания и разъяснение которой может причинить материальный или моральный ущерб клиенту, является банковской тайной». Студент напомнил, что он не выступал созаемщиком и не предоставлял гарантии чьей-либо платежеспособности.
В завершение разговора Сергей пообещал, что если в ближайшее время звонки не прекратятся, то он поинтересуется, куда обращаться если донимают коллекторы, и напишет заявление в полицию.
Как доказать, что не брал кредит в банке?
По-настоящему проблемной ситуация с чужой задолженностью становится, когда представители кредитора отказываются принимать какие-либо аргументы и продолжают «бомбить» письмами и звонками. Герой нашей истории сумел убедить коллекторов прекратить давление, но так бывает не всегда.
Что делать если кредит не брал а банк звонит? Вариантов несколько:
- Запросить в банке выписку, на каком основании осуществляются звонки. Вполне вероятно, что обзвоны проводят «по инерции», из-за внутренней ошибки.
- Если реакции нет, написать заявление в полицию.
- Обратиться с прошением в регуляторный орган — Нацбанк.
Чаще всего ситуации, когда просят вернуть чужой кредит, возникают из-за мошеннических действий или по вине самих заемщиков. Чтобы не создавать себе, своим родным и близким подобные проблемы, обращайтесь к кредиторам, тщательно охраняющим персональные данные клиентов и не передают конфиденциальную информацию третьим лицам.
MyCredit, где в любое время можно взять микрозайм до 12 000 грн (при первом обращении — до 6000 грн) под адекватный процент, придерживается международных стандартов безопасности PCI DSS. Обращаясь в наш сервис и выполняя условия кредитного договора, вы сможете не переживать о звонках от коллекторов. Главное — даже при сложных жизненных обстоятельствах сохранять связь с кредитором, при необходимости — продлить займ или запросить реструктуризацию задолженности.